(† 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых). Рассказ о гибели В. и И. и их посмертных чудотворениях содержится в «Сказании о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Васссиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев». По наблюдениям О. А. Белобровой и А. Н. Симонова, «Сказание» известно в 3 редакциях: краткой, созданной до 1644 г. (РНБ. Погод. № 810, 60-70-е гг. XVII в. ), пространной, значительно обработанной, содержащей вступление, заключение и 5 (в нек-рых списках 7) дополнительных чудес, а также рассказ о посещении мон-ря Петром I Алексеевичем и об освидетельствовании мощей В. и И., известный в неск. вариантах и появившийся в 1-й четв. XVIII в. (один из списков этой редакции помещен в «Памятной книге Пертоминского мон-ря» - БАН. Арханг. Д. 596, 1822 г.). Особая (точнее, проложная) редакция «Сказания» читается в Соловецком Патерике (РНБ. Соф. № 452, кон. XVII в.), одним из ее источников был Соловецкий летописец.
Представляя собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорус. мон-рей, «Сказание», однако, не сообщает ничего о жизни самих Пертоминских чудотворцев. Известно, что они были монахами Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и учениками свт. Филиппа (Колычева). Выполняя монастырское послушание, В. и И., а также 5 «бельцов» перевозили известь из устья р. Двины. Их карбас попал в сильный шторм и утонул. Тела святых вынесло волнами на берег в Унской губе (залив в Белом м.). «Сказание» относит кончину преподобных к 1566 г., Соловецкий летописец - к 1561 г. Жители с. Луда, выехавшие на морской промысел, увидели множество ворон там, где лежали тела иноков. Неведомая сила отгоняла птиц от мощей святых, рыбаки обрели их неповрежденными и решили перенести в церковь с. Луда. Из-за сильного тумана рыбаки сбились с пути и пристали к берегу там, откуда отплыли. Ночью им явились во сне В. и И. и повелели положить их «на пустом сем месте, под великою сосною, вышше, противно тогожде места, на немже первее обретосте» («Сказание» пространной редакции. РНБ. Сол. № 182/182. Л. 185, XVIII-XIX вв.).
В июне 1599 г. старец Троице-Сергиева мон-ря Мамант, управлявший соляными варницами Троицкой обители в Унском посаде, из-за встречного ветра простоял в Унской губе 4 дня. Во сне старцу явились В. и И., назвали свои имена и рассказали историю своей гибели. Святые попросили отслужить на их могиле панихиду и поставить часовню, в награду обещая попутный ветер. Старец Мамант исполнил повеление, и 12 июня часовня была поставлена. Впосл. промысловики, спасенные от бури, оставляли в ней деньги и свечи в благодарность за помощь святых. В 1617 г. близ часовни поселился некий старец, к нему собралась братия, и составился Пертоминский в честь Преображения Господня мон-рь (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска). Монахи поставили церковь, и иером. Ефрем отправился в Вологду за антиминсом, но на обратном пути был убит «литовскими людьми». Опасаясь их нападений, монахи покинули обитель. В 1619 г., во время настоятельства иером. Иакова, храм в мон-ре был освящен в честь Преображения Господня, в часовне над мощами В. и И. устроена рака. К этому времени, видимо, относятся первые попытки канонизации святых. «Сказание» свидетельствует, что иером. Иаков пытался обрести мощи В. и И. Он и иером. Авраамий раскопали землю в часовне и открыли гроб. Авраамий «от невежества и простоты своея» дерзко коснулся ног одного из святых, но неведомая сила отбросила его от мощей, после чего он пролежал в расслаблении 2 дня и не мог говорить.
В. и И. весьма почитались среди жителей Поморья, основным занятием к-рых был морской промысел. Во 2-й пол. XVII в. святые были уже известны далеко за пределами этого региона. Имена «преподобных отец Васияна и Германа, иж на мори на Унских рогах» без указания дня памяти внес в свой Месяцеслов келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Строитель Пертоминского мон-ря Михаил Харзеев (1675-1689) ездил в Москву и рассказал царю Феодору Алексеевичу и царевнам «о учениках святителя Филиппа». Память В. и И. указана под 9 апр. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) и под 6 нояб. в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.).
В 1694 г. царь Петр I, плывший вместе с архиеп. Афанасием (Любимовым) из Архангельска на Соловки, попал недалеко от Унской губы в сильный шторм. 2 июня царский корабль благополучно пристал к берегу, был отслужен благодарственный молебен, а 5 июня архиепископ совершил всенощное бдение, за к-рым царь пел на клиросе и читал Апостол. После службы Петр повелел архиеп. Афанасию освидетельствовать мощи В. и И. Под спудом были обретены останки только одного святого - кого, осталось неизвестным. После освидетельствования мощи были положены на прежнее место. В благодарность за чудесное спасение Петр I пожертвовал на строительство монастырских стен 200 р. и 60 р. на милостыню для братии, а также рыбные и звериные ловли. В память о пребывании в обители царь срубил деревянный крест и установил его на берегу. На кресте он вырезал надпись на голл. и рус. языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». В 1805 г. по повелению имп. Александра I крест был перенесен в кафедральный собор Архангельска.
После обретения мощей игумену мон-ря было велено «приити в Москву, да тамо сочинивше службу преподобным от чудес, повелением царевым в тиснение предати». Однако соч. «О высочайших пришествиях великого государя царя и великого князя Петра Алексиевича... из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших» (М., 1783), автором к-рого считается архиеп. Афанасий, не упоминает о канонизации святых в связи с посещением царя. Хотя, видимо, канонизация состоялась в годы пребывания архиеп. Афанасия на Холмогорской кафедре (1682-1702). «Сказание» сообщает, что архиерей, долго не веривший в чудеса Пертоминских святых, после чудесного видения изменил свое отношение к ним. В списке пространной редакции жития сер. XVIII в. (РНБ. Сол. № 189/189) помещены тропарь, кондак и молитва В. и И., в списке XVIII-XIX вв. (РНБ. Сол. № 182/182) - служба святым.
Большинство чудес, содержащихся в «Сказании», рассказывают о помощи святых своей обители в годы неурожаев и голода. «Чудо о недороде» (Сол. № 182/182. Л. 205-206а об.) повествует, как во время сильного голода по решению братии в город за пропитанием пошел казначей Варсонофий, в это время вся братия служила молебен у раки святых. В городе казначей первым делом посетил дом купца Степана Дмитриева, к-рый по наущению жены Марии Александровны отказал Варсонофию. Днем Мария увидела сон, в к-ром неизвестные ей святые умоляли ее пожалеть голодных монахов. Проснувшись, она на иконе узнала явившихся ей во сне В. и И. Осознав свой грех, женщина попросила мужа найти приходившего к ним инока и дать мон-рю 30 мер хлеба. Рассказ об этом чуде пертоминские монахи слышали от самой Марии Александровны.
В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова), в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.).
В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. № 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский.
преподобных, вероятно, разрабатывалась в иконописной палате Соловецкого мон-ря. В сводном Филимоновском иконописном подлиннике (XVIII в.) под 15 сент. об облике святых сказано: «Иона подобием сед, брада доле Власиевы, и в схиме, ризы преподобническия. Вассиан подобием надсед, брада не доле Николины, схимы на плечах, ризы монашеския. На монастыре в гробнице (зри) между ими велико древо именуемо рябина стоит». Схожие с данным описания святых под 15 сент. приводятся в Перетцевском иконописном подлиннике (ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 61, 30-е гг. XIX в.) и в рукописи из собр. РНБ (А. II. 54. Л. 8, сер. XIX в.).
Древние образы В. и И., упоминаемые в описях ХVII-ХVIII вв. церквей побережья Белого м., не сохранились. На иконах XIX в. святые представлены в рост, в развороте к центру, в монашеском облачении, в молении часто к образу «Преображение Господне», расположенному в верхней части иконы. Между святыми (или у их ног) помещено изображение каменной Преображенской ц. Пертоминского мон-ря.
На иконографию В. и И. заметно повлияли образы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1828 г. капитан 1-го ранга Алексей Сарычев пожертвовал в мон-рь 2 хоругви, на одной из них были изображены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а на обороте - В. и И. В Соловецкой иконописной мастерской в 60-х гг. XIX в. для поморской церкви с. Луда была написана икона, где святые в схиме, с четками в руках изображены в нижней части композиции (Вассиан справа). Между святыми - изображение 5-главого белокаменного храма. Верхнюю часть иконы занимает размещенная в прямоугольном клейме в облаках композиция «Преображение Господне» (АМИИ).
В кон. ХIХ - нач. ХХ в. Пертоминский мон-рь заказывал небольшие иконы с изображением преподобных В. и И., предназначенные для раздачи и продажи богомольцам. Они повторяли сложившуюся иконографию, но в сокращенном варианте: отсутствовала композиция «Преображение Господне», монастырский храм был написан условно. На обороте одной из таких икон сохранилась внизу надпись: «Дарена сия икона отцем Апалосом 1905 года 18 марта И. Д. Мехрен в Пертоминском монастыре» (Мурманский краеведческий музей). Известна прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы», где изображение святого c надписью на нимбе « » (возможно, прп. Вассиан Строкинский) представлено в 6-м ряду справа (Маркелов. Т. 1. С. 399).